«ЗАТО-Говорим» (Северск)

От ТЭЦ до вашей квартиры. Прослеживаем путь горячей воды в наши краны и батареи.

«ЗАТО-Говорим» (Северск)

Мы продолжаем отвечать на вопросы северчан. Пожалуй, самое большое количество вопросов касается взаимоотношений жителей с управляющими компаниями или ТСЖ. Но в этой публикации мы рассмотрим весь путь, который совершает горячая вода по пути от ТЭЦ в краны и батареи горожан. А начнем свой рассказ, конечно же, с пара.

 

Пар – всему голова

Непосвященному человеку в это трудно поверить, но факт остается фактом: главной движущей силой северской ТЭЦ является пар. Именно пар вращает турбины генераторных установок для выработки электроэнергии, именно пар нагревает воду, которая затем бежит из кранов и нагревает батареи в наших домах, в конце концов, пар сам является продуктом – его покупают предприятия Северска, и в первую очередь, – СХК. При этом, играя столь важную роль, пар остается практически невидимым для стороннего наблюдателя. Впрочем, всё по порядку.

Большинство горожан видели ТЭЦ только со стороны, да и то не всю станцию, а только трубы, из которых идет дым. Многим представляется очевидным, что если идет дым, значит жгут уголь. Вы не поверите, но автор этих правдивых строк и сам до недавнего времени предполагал, что наша станция – увеличенная и механизированная модель паровоза: кочегары бросают в топку уголь, где он горит и нагревает воду, которая затем бежит по трубам в город и, в свою очередь, нагревает наши батареи. На самом же деле всё гораздо сложнее.

 

В топку!

Котлы на ТЭЦ (правильное название – котлоагрегаты) представляют собой сложнейшие сооружения высотой с десятиэтажный дом. Для растопки котла используют мазут (когда его жгут, из трубы идет черный дым). Основное топливо на северской станции – уголь, но большинство из наших двенадцати котлоагрегатов может работать и на газе. Уголь предварительно измельчается и подается в «топку» в состоянии пыли. Туда же, для увеличения температуры, могут поддавать немного газа. В котлоагрегате нет привычного нам огня, как, скажем, в костре или печке, там – фактически – плазма, температура которой достигает полутора тысяч градусов по Цельсию (если топить только углем) и двух тысяч градусов – если топить газом.

Именно за счет столь сумасшедшей температуры из специально подготовленной воды образуется пар, который под большим давлением поступает в несколько турбоагрегатов, где и вырабатывается электроэнергия. К слову, всего на ТЭЦ девять турбин, а длина турбинного цеха составляет 700 метров. На этом пар не завершает, а – напротив – только начинает свое полезное для горожан дело: после проделанной работы в турбине, он поступает в специальную бойлерную установку, где и нагревает воду, которая затем идет в город.

 

От станции до дома

Температура горячей воды на выходе с ТЭЦ колеблется в диапазоне от 70 до 140 градусов, в зависимости от времени года и температуры воздуха на улице. В теплое время, с мая по сентябрь, температура составляет около 70 градусов. А во время отопительного сезона температура выходящей со станции воды регламентируется температурным графиком: чем холоднее на улице, тем она горячее. Температурный график для северского филиала ОТЭК утверждают в администрации города. За транспортировку горячей воды от границы ТЭЦ до узла ввода в каждый многоквартирный дом отвечают ОАО«Тепловые сети», в чью обязанность входит содержание в надлежащем состоянии и своевременный ремонт всех тепловых артерий Северска. За это северский филиал ОТЭК платит «Тепловым сетям» примерно 31 копейку с каждого рубля, начисленного горожанам за горячую воду и отопление. Задача работников ОТЭК – выпустить с ТЭЦ воду такой температуры, чтобы она подошла к каждому из многоквартирных домов с температурой, не ниже, чем установлено температурным графиком. А задача ОАО «Тепловые сети» сохранить эту температуру и доставить горячую воду к каждому зданию.

 

До крана и батареи

Между общедомовым узлом ввода горячей воды и квартирами каждого дома существует множество приборов, которые делают жизнь жителей комфортной или – наоборот – не очень комфортной. Для домов с закрытой схемой подачи горячего водоснабжения – это теплообменники, в которых холодная вода от «Водоканала» нагревается при помощи горячей воды с ТЭЦ. Для домов с открытой схемой – специальный регулятор, который смешивает горячую воду с охлажденной из «обратки», чтобы из кранов текла вода заданной температуры (60–65 градусов), и чтобы люди не обварились слишком горячей водой.

(здесь для ЗАТО-Говорим – гиперссылка на материал про открытую и закрытую воду)

Что же касается отопления, то здесь для всех типов домов тоже предусмотрены специальные регулирующие приборы, которые позволяют поддерживать в квартирах температуру, определенную нормативными документами. Для жилых комнат эта температура должна быть не ниже 20 градусов, для угловых комнат – не ниже 22-х. При этом допустимое превышение данных температур составляет всего четыре градуса. Понижение температур в дневное время не допускается, ночью – не более трех градусов.

За регулирование температуры горячей воды и отопления в доме отвечает управляющая компания или ТСЖ. Специалисты именно этих организаций должны так регулировать работу всех описанных выше приборов, чтобы люди получали коммунальные услуги надлежащего качества.

 

О переводе стрелок

К сожалению, не все управляющие компании Северска – из-за нежелания или неумения – добросовестно выполняют свои обязанности. Теплорегулирующее оборудование необходимо обслуживать, ремонтировать, а главное – нужно уметь и хотеть им пользоваться.

При подготовке данного материала автор собрал несколько десятков откликов на работу управляющих компаний и ТСЖ. Например, въедливый и грамотный директор ЖЭУ-7 Василий Иванов сумел так организовать работу своих специалистов, что от жителей домов, которые обслуживает его УК, не поступило ни одной жалобы, а только положительные отклики. Обратный пример – управляющая компания «Комфорт»: едва ли не половина всех негативных отзывов поступила именно от жильцов домов этой компании. Впрочем, будем справедливы: жалуются люди и на другие УК.

В чем основная суть претензий горожан? Ненадлежащая температура в квартирах во время отопительного сезона – или слишком холодно, или слишком жарко. Самое обидное, что в ответ на обращения людей работники некоторых управляющих компаний без обиняков отвечают: «Это ОТЭК виновата, это с ТЭЦ идет слишком холодная (или слишком горячая – нужное подчеркнуть) вода».

Специалисты ОТЭК на это отвечают просто: в Северске достаточно надзорных служб, чтобы следить за качеством воды, выходящей с ТЭЦ и ее соответствием температурному графику. Но что же делать жителям, которые получают коммунальные услуги ненадлежащего качества?

 

Слова бумаге доверяя…

Первое правило, которое должны усвоить жители многоквартирных домов – обращаться в свои управляющие компании в письменном виде. Заявления о том, что, к примеру, в вашей квартире слишком холодно или слишком жарко (а «слишком жарко» означает, что вы заплатите лишние деньги за отопление), следует писать в двух экземплярах: один оставлять в УК, второй, с отметкой, что заявление у вас приняли, брать себе. Управляющая компания – это не группа людей, которые помогают вам из одолжения, это предприятие, которое вы наняли, чтобы оно делало вашу жизнь комфортной. Комфортной, как минимум, на уровне норм, которые определены законами и постановлениями правительства. Более того, вы ежемесячно платите своей УК за эту работу. И поверьте, в ответ на ваше письменное заявление ни в одной управляющей компании вам не ответят, что «это виноват ОТЭК». А если у УК или ТСЖ возникнут к ОТЭК вопросы, то они их могут задать.

Правда, ни разу еще не задавали…    

 

 

Источник:

https://zato-govorim.ru/ot-tecz-do-vashej-kvartiry/